Пассажиравтотранс Третий парк ПТК Шпунт-Северо-Запад Пальмира

АССОЦИАЦИЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ ПАССАЖИРОВ

Форум
ОПРОСЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ФОРУМ
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ЗАКОНЫ
ОБ АССОЦИАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЯ
ПОИСК МАРШРУТА
НАШИ ДРУЗЬЯ
  31.03.2013
  Мораторий на введение в действие закона об обязательном страховании №67-ФЗ!
  
  На очередном заседание Правления Ассоциации перевозчиков пассажиров, состоявшемся 14 марта 2013 года, обсуждались перспективы применения федерального закона от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», а также адекватность размеров страховых премий, приходящихся на перевозимых пассажиров, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров».
  Расчёты страховых тарифов или размеры страховых тарифов по обязательному страхованию пассажиров наглядно показывают, что размеры страховых премий, приходящихся на одного перевозимого пассажира на наземном транспорте общего пользования, остаются чрезмерно и чрезмерно высокими и не сопоставимы с реальными затратами страховщиков:
  - 14 копеек на одного пассажира в отношении перевозки пассажиров в городском сообщение с остановками только на остановочных пунктах;
  - 35 копеек на одного пассажира в отношении перевозки пассажиров в городском сообщение с остановками на остановочных пунктах и в любом ином месте, незапрещенном правилами дорожного движения;
  - 85 копеек на одного пассажира в отношении перевозки пассажиров в пригородном сообщение с остановками на остановочных пунктах и в любом ином месте, незапрещенном правилами дорожного движения;
  - 8 копеек на одного пассажира в отношении перевозки пассажиров троллейбусами;
  - 2 копейки на одного пассажира в отношении перевозки пассажиров трамваями;
  - 4 рубля 68 копеек на одного пассажира в отношении перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
  Общий объем перевезенных пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и пригородах в 2012 году составил по официальным данным свыше 700 миллионов пассажиров. За этот же период времени количество несчастных случаев, включая ДТП по вине водителей наземного пассажирского транспорта составил 143 случая, в которых пострадали 216 участников движения, включая пешеходов, а также водителей и пассажиров иных автотранспортных средств, велосипедистов и мотоциклистов, пострадавших в ДТП по вине водителя
или вагоновожатого, управлявшего транспортным средством перевозчика.
Так, по данным СПб ГУП «Пассажиравтотранс» в 2012 году, пассажирское предприятие перевезло 288 миллионов пассажиров. За этот же период времени с участием и по вине водителей СПб ГУП «Пассажиравтотранс» произошло 20 несчастных случаев с пассажирами, из которых после решения судов обоснованными остались всего 5 требований. Выплаты компании по этим случаям составили 680 тыс. рублей. В настоящее время предприятие проводит процедуры по конкурсному отбору страховой компании, которая после заключения с ней договора обязательного страхования уже в 2013 году получит страховую премию на сумму свыше 41 млн. рублей! И это происходит в условиях жесточайшего недофинансирования городских и пригородных социальных перевозок!
  По нашим данным на один большой, особо большой и средний автобус размер страховой годовой премии будет составлять от 16 000 до 25 000 рублей, а для троллейбусов и трамваев, приблизительно, от 4 000 до 9 000 рублей!
  В городе и пригороде работает свыше 6 500 автобусов и 650 троллейбусов и 780 трамвайных вагонов. Общий объем средств, приходящихся в год на выплату страховой премий страховым компаниям, составит по самым минимальным подсчётам для пассажирских перевозчиков свыше 140 000 000 рублей!
  Принцип, который фактически превалирует в содержание данного Федерального закона и правил, установленных в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации «Сломал ногу – иди в автобус», по нашему мнению, не приемлем при реализации подобных законодательных предложений по обязательному страхованию гражданской ответственности, к чему неоднократно призывала Ассоциация перевозчиков пассажиров! На что мы обращали самое серьезное внимание всех федеральных ведомств, как Министерство транспорта Российской Федерации, так и Министерство экономического развития и Министерство финансов Российской Федерации. Однако не были услышаны за исключением понижение ранее предлагавшихся тарифов на 30%.
  Среди немаловажных проблем в реализации данного Федерального закона от 14 июня 2012 г. №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» следует отметить следующие:
  - для государственных и муниципальных предприятий региональными бюджетами не предусмотрены в финансовых планах расходы по данному виду страхования;
  - в тарифах на пассажирские перевозки, регулируемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», не предусмотрены расходы на выплату страховых взносов по ОСГОПП, утверждаемая в качестве тарифа на перевозки пассажиров;
  - компенсационные выплаты из федеральных и региональных бюджетов за перевозку льготных категорий граждан на наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования, пользующихся правом бесплатного проездам на наземном пассажирском транспорте общего пользования, не предусмотрены расходы на выплату страховых взносов по ОСГОПП;
  - субсидии за перевозку пассажиров, ежегодно утверждаемые региональными бюджетами для компенсации расходов перевозчиков за недополученные доходы по перевозке пассажиров по регулируемому тарифу на перевозки пассажиров транспортом общего пользования, не предусматривают расходы перевозчиков по выплате страховых взносов по ОСГОПП;
  - отсутствие возможностей перевозчиков по реализации своего права на ежемесячные выплаты, полагающихся с них по Федеральному закону страховых взносов страховой премии ОСГОПП в соответствии со ст. 10 указанного федерального закона, который предусматривает такую возможность, но находится в неприменяемом состояние в виду решения НССО по сбору страховых премий ОСГОПП с перевозчиков пассажиров только два раза в течение годичного действия договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков.
  Несмотря на то, что статья 10 Федерального закона №67-ФЗ от 14.06.2012 г. предусматривает, что: «страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию, определенную договором обязательного страхования, единовременно в момент заключения договора обязательного страхования, если договором обязательного страхования не предусмотрены иные порядок и срок или сроки уплаты страховой премии (страховых взносов)». Иной порядок в договорах перевозчикам предусмотреть не удаётся в виду наличия решения НССО о выплате перевозчиками страховых взнос страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами не более двух раз в течение всего срока действия договора по системе ОСГОПП.
  Справедливо полагаем, что положения Федерального закона №67-ФЗ не создают условий для реализации главной цели принятия закона, обозначенной в статье 4 Федерального закона «защита за счет обязательного страхования имущественных интересов перевозчика в случае возникновения его гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров». Поскольку объем самостоятельно выплачиваемых перевозчиками денежных компенсаций и возмещения ущерба пассажирам в судебном и досудебном порядке по фактам произошедших ДТП по вине водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, в десятке раз ниже размеров денежных средств, причитающихся к выплате страховых премий по заключаемым страховым договорам на обязательное страхование ответственности перевозчиков по ОСГОПП. Помимо этого действия в соответствии со статьями 18 и 19 Федерального закона регрессных требований страховщиков и выгодоприобретателей к перевозчикам сводят имущественные интересы перевозчиков к минусовой бесконечности!
  Помимо этого, в среднем предприятие пассажирского транспорта, выплатившее в 2012 году возмещение вреда жизни и здоровью пассажиров, причиненного по вине водителя в ДТП в сумме 400 – 700 тыс. рублей, должно будет уже в 2013 году выплатить страховой компании страховые премии для обеспечения возмещения ущерба по тем же основаниям, что в 2012 году, но уже в рамках страхового возмещения пассажирам в сумме составляющей от 25 до 45 млн. рублей!
  Полагаем, что несоизмеримость количества и объема реально причиняемого ущерба пассажирам предприятиями пассажирского транспорта по вине водителей, даже, в размерах новых страховых возмещений от 20 тыс. рублей до 2 млн. 25 тыс. рублей, установленных на одного потерпевшего пассажира, не может стать основанием для введения подобных необоснованно завышенных страховых тарифов, предусмотренных в постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров», расчёт которых в объёме перевозимых перевозчиком пассажиров производится в совокупности с нормативными положениями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. №1484 «Об утверждении порядка определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров», вступившего в силу с 19 января 2013 года.
  Полагаем, что размер расчёта страховых премий из расчёта одного перевозимого пассажира должна производиться по следующим тарифам:
  - 1 копейка на одного пассажира для городских социальных перевозок пассажиров и багажа, остановки на которых для посадки и высадки пассажиров производится только на остановочных пунктах;
  - 2 копейки на одного пассажира для городских коммерческих перевозок пассажиров и багажа, остановки на которых для посадки и высадки пассажиров выполняются в любых не запрещенным правилами дорожного движения местах;
  - 3 копейки на одного пассажира для перевозки пассажиров и багажа на пригородных маршрутах регулярных перевозок наземного транспорта общего пользования, т.е. в пределе 50 км. от административной границы населенных пунктов, где начинается маршрут движения.
  Особую обеспокоенность вызывает реализация законодательных предписаний в отношение случаев, которые по смыслу закона являются страховыми случаями, но не являются дорожно-транспортным происшествие, а именно, падение пассажиров при резком торможение транспортного средства, выполняющего пассажирские перевозки, падение пассажиров при выходе из транспортного средства. Такие случаи имеют место быть в транспорте общего пользования и в большинстве случае виновной стороной является сам пассажир, так как в соответствии с правилами поведения в транспорте общего пользования, устанавливается требование к пассажиру согласно которому «пассажир транспорта общего пользования обязан во избежание падения в период поездки в салоне автобуса, троллейбуса, трамвая, а также при входе и выходе держаться за поручень».
  Таким образом, такие случаи не могут быть квалифицированы как вина перевозчика, в связи с чем страховые компании будут отказывать в выплате страхового возмещения, во-первых, в связи с виновным бездействием самого выгодоприобретателя, а во-вторых, в связи с отсутствием надлежащего оформления страхового случая самим автотранспортным предприятием, правила оформления которого не предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
  Особо отмечаем, что действующие правила страхового возмещения в отношение граждан, которые заходят в транспорт общего пользования, но не приобретают билет (безбилетники), а также в отношение лиц, не успевших по какой-либо причине приобрести билет будут на правомерной основе лишены права на получение предварительной компенсации и страхового возмещения в виду отсутствия оплаты проезда, являющуюся регламентным, формальным требованием определения пассажира, предусмотренного главой 40 «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации.
  В статье 786 ГК РФ «Договор перевозки пассажира» предусматривается, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
  Отсутствие билета у предполагаемого выгодоприобретателя по данному виду страхования повлечёт отказ в выплате со стороны страховой компании. Эта ситуация особо огорчительна в отношение детей до 7 лет, которые провозятся пассажиром бесплатно в транспорте общего пользования.
  Не получило своей правовой регламентации правила наличия билета в отношение пассажиров, оплачивающих свой проезд в транспорте общего пользования посредством электронных магнитных карт (единый проездной билет, карта на определенное количество поездок в транспорте, карта «Подорожник» и т.д.). Проблема обусловлена отсутствием уполномоченных лиц, обязанных предоставлять данную информацию и порядок предоставления информации перевозчикам, а также страховым компаниям о месте и времени произведенной транзакции за проезд в транспорте, выполненной пассажиром, как факт удостоверения статуса пассажира, на которого распространяется правила возмещения причиненного вреда по системе ОСГОПП.
  Как следует из сведений о расчётах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по ОСГОПП» и финансово-экономического обоснования, представленного ранее на рассмотрение Правительства Российской Федерации Министерством финансов России, «косвенное увеличение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на субсидирование деятельности перевозчиков и оплату услуг для отдельных льготных категорий пассажиров составит не более 3% (пункт 5 сведений «Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение полномочий, необходимых для реализации предлагаемого правового регулирования»), а также указание на то, что расходы перевозчиков составят 8,5 млр. рублей, что будет компенсировано перевозчиками за счёт повышения тарифа на проезд в размере, ориентировочно, от 0.07% до 3% (пункт 8 сведений «Оценка изменений расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности на осуществление такой деятельности, связанных с необходимостью соблюдать обязанности, возлагаемые на них или изменяемые предлагаемым правовым регулированием»).
  Ни то, ни другое до настоящего времени не выполнено в отношение тарифов на перевозки пассажиров на транспорте общего пользования!
  Возникают также вопросы о том, почему правовое положение метрополитена, которое по содержанию Федерального закона №67-ФЗ самостоятельно выплачивает по страховым случаям, произошедшим с пассажирами в вагоне метрополитена, страховые возмещения без участия каких-либо страховых компаний. Подобное разнится с содержанием Федерального закона в отношении предприятий наземного пассажирского транспорта, в обязанности которых входит заключать договора обязательного страхования своей гражданской ответственности перед пассажирами со страховыми компаниями, входящими в НССО!?
  Учитывая те обстоятельства и факты, что, упомянутый Федеральный закон, помимо возложение непомерного финансового бремени на легальных перевозчиков пассажиров, соблюдающих требования действующего законодательства не даёт оснований полагать, что:
  - будут созданы необходимые предпосылки для борьбы с нелегальными перевозчиками, «однодневками» и частным маршрутным извозом;
  - возмещение ущерба здоровью пассажиров будет 100%, адекватным реальным расходам и в полном объеме;
  - закон не создаёт условий возмещения ущерба жизни и здоровья пассажиров, подвергшихся нападению при обстреле пассажирских транспортных средств, а также не обеспечивает возмещение ущерба иным лицам, получившим увечья в ДТП по вине водителя транспорта общего пользования, а именно, пешеходам, водителям и пассажирам иных транспортных средств, пострадавшие в ДТП с участием автобуса, троллейбуса, трамвая;
  - перевозчики пассажиров не понесут дополнительных финансовых затрат по регрессным требованиям, как страховщиков, так и пассажиров.
  В связи с вышеизложенным полагаем необходимым в настоящее время объявить мораторий на введение в действие Федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков в виду отсутствия надлежащего софинансирования реализации данных требования со стороны бюджетов Российской Федерации, региональных и местных бюджетов в 2013 году. А также.
  Учитывая изложенные обстоятельства, полагаем целесообразным обратиться к Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации и в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, направив на их рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», подготовленный Ассоциацией перевозчиков пассажиров. В связи с чем, обращаемся ко всем общероссийским объединениям перевозчиков, а также региональным, национальным российским союзам и ассоциациям перевозчиков России поддержать нашу законодательную инициативу по изменению содержания данного Федерального закона по ОСГОПП.

  Председатель Правления Ассоциации перевозчиков пассажиров
  Василий Геннадьевич Киселев


 
 ПРОЕКТ федерального закона об изменениях Федерального закона от 14 июня 2012 года №67-ФЗ

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru