|
|
|
Невероятная по своим масштабам и уровню непредсказуемых последствий ситуация, обусловленная невозможностью получения водителями – трудовыми мигрантами российских водительских удостоверений, наряду с глобальным реформированием организации работы автошкол и введением патентной системы привлечения иностранных граждан на работу в Российской Федерации, связана со следующими фактическим обстоятельствами.
В ходе реализации негосударственными автобусными предприятиями предписаний, установленных действующей редакцией ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее - постановления от 24.10.2014 г. №1097), утвердившим Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, в том числе иностранным граждан, пребывающих в Россию для занятия трудовой и предпринимательской деятельностью, выяснилось, что:
а/. 90% водительских удостоверений водителей-мигрантов, выданных на территории иностранных государств, не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к водительским удостоверения граждан государств - членов Венской конвенции о дорожном движении, участником которой является Российская Федерация (далее - Конвенция);
б/. Поскольку водительские удостоверения водителей-мигрантов не соответствуют требованиям указанной Конвенции, как международному договору Российской Федерации, то они в соответствии с законодательством России не признаются водителями любых категорий и подкатегорий транспортных средств, включая автобусы.
Тем самым, не смотря на многолетний стаж управления автобусами категории М2 и М3 в Санкт-Петербурге и области, им предписывается обучаться и сдавать экзамены как кандидатам в водители. Подобный неутешительный вывод для них напрашивается исходя из содержания пункта 41 главы «IV. Обмен иностранных водительских удостоверений» постановления от 24.10.2014 г. №1097, который предусматривает, что «Иностранные национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат».
В тоже самое время пункт 38 постановления от 24.10.2014 г. №1097 устанавливает, что: «обмен иностранного национального водительского удостоверения производится по результатам проведения экзаменов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил», где определяется, что «для лиц, желающих получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий или подкатегорий (далее - кандидаты в водители), проводятся теоретические и практические экзамены после соответствующего обучения.
Таким образом, весь цикл переобучения, повышения профессионального образования иностранных водителей по ПДД России и сдачи ими экзаменов в ГИБДД СПб и ЛО, организованный и проведенный в 2013-2014 годах негосударственными автобусными перевозчиками – их работодателями, оказался напрасным и безрезультатным!
По итогам данных мероприятий почти 4000 водителей – иностранцев, работавших на предприятиях, успешно сдавших теоретический экзамен на знание ПДД в экзаменационном подразделение ГИБДД СПб и ЛО, водительских удостоверений Российской Федерации по соответствующей категории не получили, так как их иностранные водительские удостоверения формально не соответствуют Конвенции и положениям постановления Правительства от 24.10.2014 г. №1097, в которое мы предлагали внести соответствующие коррективы, но не были услышаны (поправки в проект согласно приложению).
в/. Несоответствие иностранного водительского удостоверения требованиям Конвенции, которое присутствует у 90% водителей-иностранцев, работающих на предприятиях автобусного транспорта в Санкт-Петербурге, влечет за собой получение ими водительских удостоверений, как новичкам, т.е. кандидатам в водители.
Общее время обучения новичка – кандидата в водители на категорию «В» составляет 3 месяца; на категорию «D» (при наличии категории «B») 3 месяца, включая необходимые 224 часа стажировки – практического вождения учебного автобуса на учебных маршрутах. Обучение кандидата в водители по учебной программе только на категорию «D» (без наличия категории «B») составляет пять - шесть месяцев. Стоимость всего цикла обучения одного водителя-мигранта для получения водительского удостоверения российского образца по самым минимальным ценам с учетом необходимо стажировки при стоимости нормочаса автобуса 150-200 рублей составит, помимо допрасходов получения медсправок, уплаты госпошлины и т.д., не менее 75-100 тыс. рублей, при том, что максимальный уровень их ежемесячной заработной платы составляет 18 - 32 тыс. рублей.
3. Вышеописанная ситуация серьезных правовых, организационных и материальных проблем обучения/переобучения водителей-иностранцев, и получения указанными лицами соответствующих водительских удостоверений российского образца, ещё больше усугубляется нижеследующими обстоятельствами, а именно:
- наличие требования в пункте 41 постановления от 24.10.2014 г. №1097, обращенного ко всем иностранным гражданам, желающим получить российское водительское удостоверение, и обуславливающего необходимость положительной сдачи ими всего спектра теоретических и практических экзаменов, предусмотренных пунктом 9 указанного постановления, т.е. приравнивание лиц, имеющих большой стаж вождения к статусу «кандидатов в водители»;
- отсутствие инструктивных указаний МВД о порядке и условиях выполнения предписаний постановления от 24.10.2014 г. №1097 в отношении иностранных граждан, ходатайствующих в получение водительских удостоверений российского образца;
-минимальное, по сравнению с необходимым, число автошкол, имеющих лицензию на право обучения водителей на управление автотранспортом категории «D» - в Санкт-Петербурге имеется только одна лицензированная автошкола - учебный комбинат СПб ГУАП «Пассажиравтотранс»;
- отсутствие и некомплект материально-технической оснащенности автошкол, включая необходимое количество учебных автобусных площадок, учебных классов, учебных автобусов и преподавательского состава для выполнения столь массовой по масштабам Санкт-Петербурга и области подготовки водительского состава иностранных граждан по данной категории вождения т/с.
Достаточно сказать, что крупнейшая и старейшая автошкола города по категории «D» – учебный комбинат СПб ГУАП «Пассажиравтотранс» способна выполнять одновременное ежемесячное обучение 250 – 300 кандидатов в водители, при общей максимально-возможной учебной нагрузке не более 2500 человек в год!
4. Одновременно с этим следует отметить, что за последние годы продолжает оставаться острым вопрос острой нехватки высококвалифицированных специалистов для работы водителями автобусов на предприятиях пассажирского транспорта, как из числа мигрантов, так и из числа местного населения.
Зачастую, нормативно-штатный недокомплект водителей автобусов на многих пассажирских предприятиях составляет более 20 - 25% и продолжает увеличиваться.
Пополнения со стороны граждан РФ, проживающих в Санкт-Петербурге маловероятно, так как только за период с 2007 года количество наших граждан, впервые получивших водительские права на категорию «D» не превышает и 5000 человек! В то время как общее количество водителей более 6500 автобусов, работающих на регулярных пассажирских перевозках транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге, ежегодно должно составлять не менее 15000 человек.
Со своей стороны, предприятия пассажирского транспорта, входящие в состав НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров», в период осени 2013 – весны 2014 годов провели учебно-методические мероприятия по дополнительному профессиональному обучению ПДД России работающих иностранных водителей и сдачи ими теоретического экзамена в органах ГИБДД. Как было указано ранее, по результатам этих учебных мероприятий почти 4000 иностранных граждан получили положительные оценки на теоретическом экзамене в ГИБДД и могли бы получить российское национальное водительское удостоверение. Однако не получили и не получат, так содержание постановления Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» не предоставило им такой юридико-фактической возможности!
В настоящее время со стороны предприятий - перевозчиков проводится работа по согласованию возможности обучения данной категории лиц, имеющих иностранные водительские удостоверения государств-участников Венской конвенции о дорожном движении по категории «D», в единственной аккредитованной на сегодня в городе специализированной автошколе по данной категории российских водительских прав – учебном центре СПб ГУАП «Пассажиравтотранс».
Данный вопрос находится на стадии предварительного обсуждения, так как имеет множество существенных трудностей в своей непосредственной реализации, не обеспечивая неуклонную реализацию предписаний п.13 ст. 25 упомянутого Федерального закона в возможно короткие сроки до 1 июня 2015 года, по следующим фактическим обстоятельствам:
1. автошкола – учебный комбинат СПб ГУАП ПАТ получил разрешение на обучение по указанной категории совсем недавно;
2. стоимость обучения превышает 75 тыс. рублей и не обеспечена финансированием ни с одной из заинтересованных сторон;
3. срок обучения на данную категорию превышает пять месяцев;
4. предельно-возможный лимит количества обучаемых граждан по всем категориям в УК СПб ГУАП ПАТ, включая наших соотечественников, составляет не более 2500 человек в год.
Усугубившиеся в условиях экономической нестабильности и без того сложное финансово-экономическое положение предприятий пассажирского транспорта, в условиях введения в действие с 01 июня 2015 года требования о наличии у работающих иностранных граждан российского водительского удостоверения, приведет не только к одномоментному прекращению их работы, следствием чего станет многократное увеличение интервалов движения общественного транспорта, полное или частичное отсутствие автобусов на маршрутах регулярных перевозок, и как следствие неминуемое банкротство крупнейших предприятий-перевозчиков нашего города.
Учитывая вышеназванные факты и обстоятельства, полагаем, что введение в действие требования о недопущение управления транспортными средствами водителями, имеющими иностранные национальные или международные водительские удостоверения при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, предусмотренного п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» в редакции Федеральным законом от 7 мая 2013 года №92-ФЗ и от 2 ноября 2013 года №285 –ФЗ, при отсутствии переноса сроков введения их в действие, приведёт с 1 июня 2015 года к нарушению требований и условий по надлежащей организации и выполнению регулярных перевозок пассажиров транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге, пригороде и области, существенному уменьшению количества автобусов на линиях и многократному увеличению интервалов движения автобусного транспорта общего пользования.
Руководствуясь перечисленными фактами и обстоятельствами реализации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области законодательных предписаний Федерального закона от 7 мая 2013 года №92-ФЗ, просим Вас принять во внимание предлагаемый нами вариант проекта федерального закона, рассмотрев законотворческую возможность внесения изменения в статью 3 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», перенеся введение в действие пункта 13 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» и статьи 12.311 КоАП России, на более поздний срок, который позволит реально выполнить данные предписания многотысячному коллективу иностранных граждан, пребывающих на работу в Россию, в качестве водителей общественного транспорта, грузового и легкового транспорта.
Приложение:
- проект федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» на 1 л. в 1 экз.
- предложения к проекту постановления «О допуске к управлению транспортными средствами» на 2 л. в 1 экз.
- сканированный текст обращения НП «Объединение пассажирских автотранспортных предприятий Камчатки» на 4 л. в 1 экз.
С уважением,
Председатель Правления
НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров»
Василий Геннадьевич Киселев
Предложения Ассоциации перевозчиков пассажиров по доработке проекта постановления Правительства России "О допуске к управлению транспортными средствами", направленные, но не учтённые при подготовке и публичном обсуждение содержания проекта, размещенного МВД России на ЕДИНОМ ПОРТАЛЕ ознакомления с проектами документов /ID: 00/04-11238/12-13/30-5-3/: http://welcombus.ru/shownews.php?id=74/
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающий отсрочку введения в действия положений о замене/получение иностранными гражданами водительских удостоверений российского образца до 01 марта 2017 года /законопроект № 759101-6/ находится на рассмотрение в Государственной Думе России:http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=759101-6&02/
/
Законопроект внесён 2 апреля 2015 года депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.С. Москвичевым и Т.Н. Москальковой.
ТЕКСТ ПРОЕКТА Федерального закона о внесении изменений |
|
|
|
|